16:04 

Рабство и освобождение

yarovolk
Если один другого не понял, то виноваты оба: один не умеет слушать, а другой - говорить.
- Стремясь стать более свободными, люди часто заковывают себя в ещё большие цепи.
- Что вы имеете ввиду?
- Речь идёт о богатстве и бедности. Если взять состоятельного и нищего человека, то кто из них, по Вашему, более свободен?
- Ну, очевидно, что богатый. У него больше возможностей, чем у бедняка. Бедняк связан по рукам и ногам своим нищим положением, ему доступен ограниченный выбор товаров, жилья, транспорта и других благ, в то время как богач может выбирать всё, что хочет в неограниченных количествах.
- Вы совершенно правы, но лишь с одной стороны. Посмотрите на людей. Все люди на земле когда-то были равны по своему положению, лишь немного отличаясь. И эта разница легко менялась в одну и в другую сторону в зависимости от природных и бытовых условий, от удачи и личных усилий. Но постепенно возможности изменялись, и в обществе появилось заметное расслоение. Таким образом появились богатые. Вы правы в том, что у них появилось больше возможностей. Но наживая богатство, они становились всё более зависимыми от него. Более того, их пугала возможность снова оказаться на прежнем низком материальном уровне. У богатых родятся дети, которые не будут знать бедности, а после смерти родителей им перейдёт в наследство всё богатство их предков. Они и не будут представлять простой жизни, что сделает из них ещё худшую форму рабов: они будут в неосознанном рабстве, они будут в неведении, что их быт достаточно хрупок и искусственен, и тем сильнее будет удар, если они это богатство потеряют. А те из них, кто это знает и понимает, будут ещё больше дорожить своим состоянием, так как простая жизнь будет для них чем-то неизвестным, а от того страшным. Как ни прискорбно, но родители приковали их цепями к этому сейфу с деньгами, завязали им глаза, а дети и не хотят освобождаться и дорожат своей повязкой.
- Но позвольте, ведь и бедняк так же дорожит своим, пусть маленьким, но состоянием. Когда речь заходит о том, что бы делиться с другими, он, в некоторых случаях, будет более жадный, чем богач, которому не жаль расстаться с такой же суммой!
- Да, я с вами соглашусь. С такой же суммой, но не с той же долей своего богатства. Да, когда перед простыми людьми появились примеры богатых, они тоже возжелали себе такого же положения, состояния и условий жизни. Прониклись завистью и жадностью. Таким образом, наличие неравенства в обществе вызывает у нижних слоёв ту же форму рабства и те же пороки, что и у верхних.
- Но нельзя ли сказать, что, раз человек стал более успешным, значит он лучше умеет распоряжаться ресурсами? Не делает ли это его более свободным?
- Делает, да. Но он будет делать всё, чтобы обезопасить себя от потери своего состояния. В этом смысле, чем богаче он становится, тем тяжелее гиря, прикованная к его ноге.
- Кто же тогда, по вашему, свободен, если ни бедняков, ни богачей нельзя так назвать?
- Мы пока что рассматривали бедных, живущих возле богатых, в их тени. Но что если эти люди будут жить либо в таком месте, в таком обществе, где все примерно равны. У них не будет возникать желание обогатиться и зависть. Они будут свободны от этого. Но ничто не вечно и в таком обществе рано или поздно возникнет расслоение, с этой маленькой группой произойдёт тоже, что и со всем человечеством когда-то. Тут есть несколько выходов. Первый - отшельничество. Одинокий отшельник, например - шаман, ведёт абсолютно натуральное хозяйство. Он аскет, ему нечего терять в материальном плане, поэтому он не боится. Он не раб.
- Нет, он раб, ведь даже отшельники строят дома, у них есть имущество, еда и всё это они добыли сами. Неужели они не боятся это потерять. Ведь утрата крыши над головой и запасов еды в суровую зиму будет означать лютую смерть.
- Да, вы правы. В этом отношении, все, кто воплощён в физические тела на данном этапе эволюции, имеет потребности в еде, воде, тепле и воздухе, как минимум. Страшно подумать, но ведь мы все заложники земной атмосферы и притяжения, ибо в вакууме, под палящей солнечной радиацией и в невесомости мы не сможем существовать. Но наш аскет умеет добывать себе еду, делать одежду, разводить огонь, строить дом. Да, это труд. Но для него потеря всего этого не столь катастрофична, как для изнеженного городского жителя, который, возможно, ни разу в жизни серьёзно не добывал еду, не делал одежду, не разводил огонь и не строил дом. И не сможет, если попадёт в дикие условия.
- Что же нам всем делать тогда? Бросать всё и идти жить в лес? Назад в дикость? А как же все достижения нашей цивилизации?
- Не спешите, есть и второй выход. Можно создать систему, которая будет уравнивать материальное положение всех членов общества. Тогда никто не будет значительно богаче других, никто не будет желать этого.
- Уравниловка? Мы это проходили! Не работает! Все живут одинаково плохо и бедно, кроме руководителей, которые обкрадывают всех.
- Согласен. В этом теоретическом обществе есть изъяны. Конечно, с тех пор изменился уровень производства, сейчас можно обеспечить всё человечество всем необходимым, и даже останется лишнее. Но человеческая природа всё ещё не эволюционировала, всё равно возникнут те, что будут значительно обогащаться за счёт чужого труда, будут и те, что проникнуться завистью и желанием.
- Видите, выхода нет! Истинная человеческая сущность неизменна! Люди всегда будут делиться на более успешных и тех, кто им завидует, но не может достигнуть того же, потому что он - неудачник!
- Совершенно верно, истинная человеческая сущность неизменна. Но она не заключается в том, что Вы сейчас сказали. Она гораздо выше, просто ещё не все до неё дотянулись, не все ещё про неё знают, не все осознают, какая любовь, мудрость и красота заключена в них, какая сила сокрыта. Поэтому есть третий выход: не системою, а этикой, нравственностью и высокой культурой победить как само это рабство, так и его причину. Люди, продвинувшиеся по пути эволюции не будут такими жадными и скупыми, если у них получится нажить больше ресурсов, то они с радостью поделятся ими с нуждающимися, а нуждающиеся не будут завидовать или ощущать неполноценность. Более успешные станут наставниками. В более развитом обществе не будет места конкуренции и борьбе.
- Но как этого достичь? Не в деревенской общине, а в городе?
- Если Вы хотите видеть изменения в мире, Вы должны стать этими изменениями. Так говорил махатма Ганди. Есть и другое выражение, на этот раз христианское: спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи. Начните с себя. С одной стороны, научитесь радоваться чужому успеху, научитесь делиться, проявлять великодушие и щедрость. С другой стороны, научитесь не просто выживать, а полноценно жить в диких условиях. Вы станете более свободными, Вы перестанете быть настолько зависимыми от благ и условий цивилизации, это будет Ваша свобода и прочная база. Живя где угодно, будь то город, деревня, лес или необитаемый остров - Вы будете сильным и независимым, Вас будет трудно напугать потерей материальных благ комфортных условий.

@музыка: Махабхарата 2013 - тема Драупади

@настроение: Светлое

@темы: будущее, богатство, бедность, выживание, диалог, диалоги, жизнь, рабство, рассуждение, свобода, философия

URL
   

Размышления

главная