yarovolk
Если один другого не понял, то виноваты оба: один не умеет слушать, а другой - говорить.
Комментарий от посредственности - всегда лотерея: никогда не известно, к какому именно слову, к какой фразе человек привяжется.

У посредственности есть определённая замкнутая картина мира, состоящая из наборов стереотипов, впечатлений, чужих мнений и доли собственных мыслей. Стереотипы необязательно взаимосвязаны, могут как опираться друг на друга, так и противоречить, что никак не раздражает человека: он это может это чем-нибудь объяснять, например, чужими мнениями или собственными доводами. Стереотипы часто впитываются с молоком матери и с экраном телевизора.
Впечатления могут как вести к собственным размышлениям, так и оставаться навсегда просто впечатлениями, которые тем отличны от стереотипов, что они собственные.
Чужие мысли - это уже не стереотипы, нет. Человек обычно противопоставляет их "общественным заблуждениям". Это может быть фразой умного или просто известного авторитета. Причём человек не всегда разбирается, правильно ли он понял эту мысль, и почему авторитет пришёл именно к этой мысли. Обычно он использует её как примету. Таким образом народные приметы, если в них не вникать - те же чужие мысли.
И, наконец, свои. Свои мысли возникают в голове у посредственности, если между стереотипами, впечатлениями или чужими мнениями возникает противоречие. Т.е. стройная картина мира даёт трещину - возникает необходимость её залатать.
Если знаний немного, т.е. площадь соприкосновения с непознанным небольшая, то эта трещина кажется вопиющим небывалым исключением. Посредственность может замкнуть свои рассуждения на свои же стереотипы и временно разрешить противоречие, а может попытаться искать решение вне своих знаний: читать книги на эту тему, говорить с людьми об этом.

Может произойти так, что у нашего героя слишком нерушимая картина мира, и он окрестит эту книгу или слова собеседника полнейшей чушью и бредом, будет злиться и спорить. И только утверждаться в своём мнении. Каждый такой спор будет только утверждать его заблуждения, а он будет мнить себя "защитником правды".
Это, правда, зависит ещё от темперамента, уверенности в себе и своей правоте. Может быть и так, что наш герой усомниться в своей картине мира, поставит под вопрос некоторые стереотипы и впечатления. То есть он начнёт стремиться не залатать дыру, убегая от действительности, а заглянуть в эту дыру, понять, что её породило и что там, снаружи его мировоззрения. И становится интересующимся человеком.

Замечание. На определённых этапах познания многие люди, даже эрудиты, набрав некоторый багаж знаний, точно также замыкаются в своей системе взглядов, знаний и суждений. Это может быть вызвано гордостью ума, потерей интереса или отсутствием новых источников информации (или потерей доверия к ним). Это необязательно связанно с возрастом. И это преодолимо.

Так вот, он начинает развиваться, появляется жажда знаний. Это может произойти, если собеседник или книга будет авторитетом или рассказ будет захватывать. Это как-раз два канала, через которые могут действовать секты и пропаганда.
Сперва надо захватить, заинтриговать, опираясь на стереотипы и впечатления человека. Говорить и показывать то, что тот хочет увидеть и услышать. Он постепенно уделяет всё больше внимания и со временем начинает оказывать доверие. Как только внимание и доверие завоёваны, т.е. сектант или пропагандист производит впечатление авторитета, он перестаёт опираться только на уже существующие стереотипы человека, а начинает по своему усмотрению дополнять картину мира человека, его систему знаний чужими, авторитетными мыслями, изменять её. Человек со временем начнёт отказываться даже от своих закоренелых суждений, начинается некритическое восприятие авторитета.
И человек, едва став интересующимся человеком, плавно превращается в сектанта, этакого зомби. Это опасно и практически неизбежно, если только авторитет не попался честный и "правильный".

"Правильного" авторитета можно определить потому, что тот рекомендует и других авторитетов, кроме себя, другие книги, кроме своих, не клеймит сразу определённые источники знаний "чушью" и "ложью", не скрывает ни ход своих мыслей, ни собственных авторитетов, не скрывает своих недостатков, признаёт свои ошибки и своё незнание по какому либо вопросу.
Пропагандист редко рискнёт признавать свои очевидные проколы и недочёты, он хитро объяснит эту трещину чем-нибудь, вписывающимся в создаваемое им мировоззрение. Он не признается в собственном незнании или непонимании.
Редко он признает свою слабость, бессилие или отчаяние.
С другой стороны, многие лидеры сект, религиозных или светских, именно "признаются" в бессилии и слабости, прибедняются, давят на жалость, прибегают к показным жертвам или показному-же мученичеству. Побуждая объект (человека) на действия, предавая ему смысл деятельности, если не жизни.

Надо сделать замечание. Российская государственная пропаганда не побуждает на действия, она придаёт ощущение праздности, спокойствия и уверенности во всемогучести и мудрости государства и его лидеров. Секты же наоборот, рисуют максимально бедственное положение, побуждая действовать на благо своим целям и идеям.

Если авторитет к пропаганде, то его можно назвать "активным". Он сам продвигает свои знания, мысли и идеи, в отличие от "пассивного", из которого их надо вытаскивать. "Неправильных" активных авторитетов я рассмотрел выше. Теперь о правильных.

В зависимости от аудитории, "активный" может прибегать к разным способам этого продвижения.
Если аудитория исключительно умная, эрудированная и осознанная, пропаганда вообще не требуется: аудитории не нужно нигде "доверять авторитету наслово".
Если же он взялся нести знания и идеи в необразованные массы, ему нужно действовать, как ни прискорбно, через вышеописанные каналы.

Замечание. Таким образом действовала Советская власть, вводя в необразованные массы русского народа культ знаний и гигиены. Чтобы добиться доверия от народа, власть сперва возвела себя в абсолютные авторитеты и уже с той позиции научила народ читать, писать, считать, любить прогресс и человечество, тянуться к знаниям, мыть руки, мыться, трудиться на благо Родины не только когда гром грянет, а в порядке вещей. Конечно же, были допущены многие ошибки, "не ошибается тот, кто не делает".

Пропаганда клеймит, как было сказано выше, всех, кто не вписался в формируемое ею мировоззрение. И, естественно, всех, кто мешает ей успешно действовать. Если человек - активный авторитет, сколь бы праведен он не был, ему приходится прибегать и к этой практике, коль скоро он решил обучать толпу невежд.

@музыка: Алексей Рыбников - Свет звёзд

@настроение: усталое

@темы: Мысли, мышление